РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛАГЕРЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СЛЕДОПЫТОВ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические основы разработки и реализации программы деятельности лагеря православных следопытов дополняют «Положение о лагерях православных следопытов» и отражают содержание деятельности лагеря. Содержание деятельности лагеря имеет несколько уровней:
— Специфически скаутский;
— Общегосударственный профиль;
— Религиозный характер.
Данное положение отражает связь программы лагеря с Программой прогрессивного развития скаутской организации и организацию содержания деятельности лагеря. Иными словами Программа лагеря должна отвечать на вопрос чем и с какой целью в лагере будет заниматься каждый ребенок.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЛАГЕРЯ
2.1. Цели программы лагеря
Отражают ожидаемый результат, и то, как он скажется на дальнейшем развитии организации. Цель лагеря должна быть согласована с теми целями, которые стоят перед организацией.
2.1.1. Цель лагеря по отношению к Программе прогрессивного развития
Основная цель программы скаутского лагеря осуществление Программы прогрессивного развития, то есть содействия каждому участнику программы в раскрытии внутреннего потенциала, в личностном развитии.
Цель программа деятельности лагеря, в данном случае, будет определяться в зависимости от участников лагеря.
2.1.2. Специфическая цель, отражающая основную причину проведения лагеря:
— традиционный лагерь;
— юбилейный;
— курсовой;
— лагерь для улучшения взаимодействиями с другими скаутскими организациями;
— лагерь направленный на развитие одного из основных направлений видов деятельности БПС;
— для решения местных социальных проблем;
— для развития организации православных следопытов в новом регионе;
— лагерь инициированный партнерами организации православных следопытов.
2.1.3. Актуальные цели, стоящие перед организациями учредителями
Если лагерь организуется и учреждается БПС или его отделениями и партнерами с которыми они сотрудничают. То цели лагеря должны быть обоюдно актуальными.
Например, если партнер экологическая организация, то цель лагеря может носить экологический характер.
Если партнер государственное учреждение. То цель лагеря должна быть согласована с целями данного учреждения.
2.1.4. Универсальная педагогическая воспитательная цель
Среди целей лагеря следует указать универсальные педагогические цели, которым будет уделено особое внимание – гражданское воспитание, духовно-нравственное воспитание, физическое воспитание и т. д.
2.1.5. Универсальные цели возрастного развития
Содействие укреплению физического и психологического здоровья, преодолению возрастных кризисов.
2.1.6. Цель, отражающая местную специфику
В зависимости от местности где проводится лагерь, если даже у Вас нет партнерских отношений с местными значимыми государственными и общественными учреждениями, следует постараться согласовать с ними цели вашего лагеря.
2.2. Задачи лагеря
отражают конкретные действия и этапы по достижению цели лагеря. Если целей несколько, то им может соответствовать ряд специфических задач.
3. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
3.1.Утренняя и вечерняя церемонии
Включают:
— краткое православное молитвенное правило (утром до подъема флага, вечером после спуска флага);
— церемонию подъема и спуска Государственного флага;
— общее построение всех участников лагеря;
— постановку задач дня и подведение итогов дня;
— сообщения по программе лагеря, технике безопасности и иная актуальная для всех информация.
3.2. Утренний блок занятий
Проводится в период от завтрака до обеда. Предполагает наиболее сложные по физическим нагрузкам занятия и мероприятия.
3.3. Дневной блок занятий
Проводится в период после обеденного перерыва.
Включает занятия и мероприятия не предполагающие серьезной физической нагрузки.
3.4. Патрульное время.
Время для общего сбора патруля. Предоставляется до вечернего костра.
3.5. Вечерний костер
Общее название для мероприятий проводимых, после ужина в вечернее время.
Вечерние мероприятия имеют особую эмоциональную окраску и обычно содержат:
— Беседы у костра;
— Коммуникационные игры;
— Песни;
— Творческие задания для следопытов…
3.5. Штабная работа
В течение лагеря выделяется время для оперативного планирования и подведения итогов текущей работы.
3.6. Тренинговая (курсовая) работа
В течение лагеря также может быть выделено специальное время для проведения тренинговой (курсовой) работы с целью повышения квалификации руководителей следопытов.
3.7. В программе лагеря особо уделяется время участию в Богослужении.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ,
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И МЕРОПРИЯТИЯ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
Направления деятельности должны соответствовать целям и задачам. Лагерь время закрепления и совершенствования навыков и умений, по программам деятельности, полученным ранее.
4.1. Занятия по специальностям
Одна из основных форм следопытской подготовки. Занятия проводятся с обязательным применением приобретенных навыков в реальной или моделируемой практике и с фиксированным результатом освоения следопытом данной специальности.
Занятия могут проводиться с использованием различных форм:
— беседа;
— практическая работа;
— практикум;
— самостоятельное освоение специальности;
— в ходе выполнения определенного вида работ в лагере.
В лагере проводятся традиционные занятия по специальностям необходимым для лагеря:
— пионеринг (строительство в лагере);
— организация питания;
— оказание первой медицинской помощи;
— походные навыки;
— ориентирование;
— морские узлы и т. д.
Также проводятся занятия по специальностям необходимым для участия в программе лагеря. Если следопытская группа работает регулярно в течение года, то основное время на подготовку по специальностям проводится до лагеря. А в лагере полученные умения и навыки закрепляются на практике.
4.2. Походная практика
Во время проведения лагеря организовываются различные виды походов:
— радиальные походы с целью изучения прилегающих к лагерю окрестностей;
— природные походы с целью изучения окружающего природного мира;
— спортивные походы для физической тренировки и т. д.
4.3. Паломничества
В ходе лагеря организовываются паломничества к местным почитаемым православным святыням.
4.4. Строительство и обустройство лагеря
В лагере следопыты тренируются, изучают и применяют на практике умения и навыки необходимые для строительства и оборудования важных лагерных сооружений.
— Установка и оборудование палатки;
— Строительство лагерной мачты;
— Строительство лагерных ворот;
— Оборудование кострового места;
— Оборудование кухни и столовой;
— Оборудование патрульного места;
— Оборудования места для патрульных занятий;
— Оборудование санитарно-гигиенических мест и т. д.
4.5. Духовное образование
Особое место в жизни лагеря уделяется духовному образованию. По возможности эту работу проводит священник или взрослые, имеющие благословение на такую деятельность.
Духовное образование проводится в форме беседы, занятий по специальностям.
Основная задача для духовного образования – организация духовно окормляемой жизни участников лагеря.
4.6. Родиноведение
Это направление деятельности лагерной программы способствует изучению местного края, истории России, традиций русского народа.
4.7. Практика
Освоение важных для жизни умений, навыков и знаний по следопытским специальностям.
4.8. Испытания по следопытским специальностям
Проводятся в различной форме.
По результату. Если, например, необходимо было научиться изготавливать какое-либо изделие, например плести корзины, то результат – сплетенная корзина.
Скаутское ралли. Проводится для всего патруля с прохождением по пунктам на которых следопыты в течение определенного времени должны выполнить задание.
«Три орлиных пера» — традиционное скаутское испытание. Когда следопыт должен организовать свой ночлег вне лагеря, в течение некоторого времени воздерживаться от пищи и постараться какое-то время молчать.
«Робинзонада» – испытание в ходе которого следопыт самостоятельно приобретает все необходимое для жизни в течение дня (строит примитивное жилище, ловит рыбу и добывает иную пищу, изготавливает самодельные орудия труда…)
Испытания по специальностям также могут проходить в форме собеседования, отчета о проделанной в течение лагеря работе, сдачи специальных тестов.
4.9. Физическое воспитание и общеукрепляющие здоровье мероприятия
— Проводится утренняя зарядка;
— Организуются закаливающие мероприятия;
— Осуществляется медицинский контроль за функциональным сотоянием организма;
— Спортивные игры и состязания;
— Спортивные зачеты по типу «Президентского теста» или «БГТО».
4.10. Творческое воспитание
Участие в проведении вечерних творческих мероприятий.
Составление летописи патруля или лагеря.
Участие в работе редколлегии.
Разучивание песен и проч.
4.11. Коммуникативное развитие
Особое внимание в течение лагеря уделяется тому, чтобы дети научились взаимодействовать друг с другом.
Специально проводятся игры на развитие коммуникативные способностей, беседы на тему взаимопонимания и взаимоддержки.
4.12. Экологическое воспитание
Проведение программ в тесном взаимодействии с природой предполагает бережное отношение к окружающему миру.
Перед установкой лагеря следопыты особо уделяют внимание тому, чтобы не пострадала природа. В период проведения лагеря и по его окончании предусматриваются все меры для того, чтобы лагерь не нанес вреда природе.
4.13. Скаутские игры
Скаутские игры используются как составляющий метод во всех программах деятельности лагеря.
Комплексные скаутские игры связываются с целями программы деятельности лагеря и проводятся, как одно из наиболее привлекательных мероприятий для детей.
4.14. Курсовая подготовка
Цель курсовой подготовке — повышение квалификации участников лагеря.
В проводится в различных тренинговых формах.
4.15. Социальная работа
Поскольку следопыты готовят себя к служению людям они стремятся на практике реализовать эту потребность.
До начала лагеря проводится исследование социальных нужд местности в решении которых могут принять участие следопыты. Например:
— оказание трудовой помощи местному церковному приходу;
— оказание помощи местным жителям в проведении сельхоз. работ;
— помощь местной археологической экспедиции;
— проведение игр для в местном детском дом…
5. КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ. МОНИТОРИНГ В ЛАГЕРЕ
Важно сопоставить намеченную цель с ожидаемым результатом и критериями оценки. Мониторинг в лагере позволит оценить данные результаты.
Ожидаемый результат. |
Критерии оценки. |
Форма мониторинга. |
5.1. Занятия по специальностям |
||
Приобретение новых знаний, умений навыков. |
Способность применить приобретенные навыки на практике, умения продемонстрировать новые знания, умения и навыки. |
Тесты по специальностям.Выполнение практической работы с применением полученных навыков. Выполнение заданий с применениям навыков. Получение специальных зачетных знаков. |
5.2. Походная практика |
||
Приобретение навыков необходимых для походной практике.Тренировка для участия в походах. Результат в зависимости от характера похода. |
Успешное прохождение определенного километража. |
Отчет о прохождении похода.Результат сдачи зачета по походной практике. |
5.3. Паломничества |
||
Относится к области духовника лагеря. |
||
5.4. Строительство и обустройство лагеря |
||
Ожидаемый результат самостоятельное, квалифицированное участие ребенка в обустройстве лагеря. |
Участие в обустройстве лагеря,Сделанные своими руками элементы лагерного строительства. |
Отчет инструктора по строительству и оборудованию лагеря.Получение индивидуальных знаков по строительству и оборудованию лагеря. |
5.5. Духовное образование |
||
Относится к области духовника лагеря. |
||
5.6. Родиноведение |
||
Участники лагеря будут знать историю местности в которой проводится лагерь. |
Знание исторических фактов. Эмоционально увлеченное отношение к данной местности. Стремление «вложить свою лепту» в благоустройство местности. |
Результаты испытаний по родиноведению (в форме анкеты, викторины).Составление рассказа о местном крае. Работы на благоустройстве значимых исторических мест. |
5.7. Практика |
||
Приобретение жизненноважных практических умений и навыков. |
Теоретическая и практическая осведомленность в приобретаемых навыков в соответствии с уровнем подготовке. |
Специальные знаки по практике.Подведение итогов руководителя специальности. |
5.8. Испытания по следопытским специальностям |
||
Активное участие следопытов в прохождении испытаний.Подготовленность физическая, деятельностная и морально-психологическая к проводимым испытаниям. |
Участие в испытаниях.Успешность прохождения испытаний удовлетворительно, неудовлетворительно). Осознанность участия в мероприятиях. |
Результаты собеседования с участником и инструктором.Знаки по специальностям. Результаты анкетирования. |
5.9. Физическое воспитание и общеукрепляющие здоровье мероприятия |
||
Повышение интереса к физическим и спортивным занятиям.Повышение ответственного отношения к собственному здоровью. Улучшение физических и функциональных показателей. |
Активность участия в спортивных мероприятиях.Активность участия в закаливающих мероприятиях. Критерии физических и функциональных показателей. |
Изменение физических и эмоциональных показателей.Результаты анкетирования. Результаты отмеченные инструктором. Знаки специальностей по спортивным программам. |
5.10. Творческое воспитание |
||
Активное участие детей в творческих программах. |
Активность участия. |
Знаки по специальностям «Вечерний костер».Результаты отмеченные инструктором, ответственным за вечерние программы. |
5.11. Коммуникативное развитие |
||
Улучшение общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, взрослым, родителями. |
Готовность к взаимодействию, желание и умение находить общий язык в ходе взаимодействия. |
Показатели психологических тестов.Результаты анкетирования. Результаты собеседования с наставником и родителями. |
5.12. Экологическое воспитание |
||
Бережное отношение к природе.Понимание окружающей природы, законов ее развития. |
Ответственность отношения к окружающей природе.Готовность к природоохранным действиям. |
Результаты анкетирования.Собеседования с инструктором и наставником. |
5.13. Скаутские игры |
||
Улучшение настроение, жизненного тонуса и активности.Развитие умений связанных с игрой – коммуникативных, сотрудничества, способность к партнерству. |
Активность участие в скаутских играх.Характер участия в игра: — ответственность; — партнерство и сотрудничество; — готовность к взаимопомощи; — спокойное отношение к результату игры. |
Результаты наблюдения.Результаты собеседования с инструктором. Показатели активности участия в игре и ответственного к ней отношения. |
5.14. Курсовая подготовка |
||
Способность участников лагеря принимать на себя ответственность и реализовывать ее.Развитие лидерских качеств. |
Развитость лидерских качеств.Активное, ответственное, инициативное участие в жизни лагеря. |
Специальных тестов результаты.Результаты анкетирования. Результаты собеседования с инструктором и наставником. |
5.15. Социальная работа |
||
Готовность к участию в социальной работе. |
Активность и ответственность участия в социальной работе.Желание участвовать в социальной работе. |
Результативность участия в социальной работе.Результаты собеседования с инструктором и наставником. |
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЛАГЕРЯ |
||
Мотивация личностного развития ребенка |
||
Готовность ребенка к саморазвитию.Интерес к проблемам саморазвития и самосовершенствования. Улучшение показателей личностного развития: ответственность, исполнительность, инициативность. |
Выраженная готовность к продолжению саморазвития и самосовершенствания.Ответственность, исполнительность, инициативность. |
Результаты анкет: для ребенка, для родителей.Психологических тестов результаты. Результаты собеседования с наставником в лагере. |
Готовность к социальному служению |
||
Готовность и желание участвовать в социальном служении. |
Практическое участие в различных формах социальной работы.Выраженная готовность к сотрудничеству и взаимодействию. |
Результаты анкет: для ребенка, для родителей.Психологических тестов результаты. Результаты собеседования с наставником в лагере. |
Гражданская социализация |
||
Готовность принимать ответственность за собственное развитие и развитие своей группы.Гражданская активность и сознательность. |
Реальная инициативное, ответственное, сопереживающие участие в жизни группы.Развитость чувства социальной ответственности. Развитость гражданской сознательности. |
Результаты анкет: для ребенка, для родителей.Психологических тестов результаты. Результаты собеседования с наставником в лагере. |